В феврале этого года американский актер Билли Портер шокировал публику, появившись на церемонии вручения премии «Оскар» в платье с пышной юбкой и корсажем, оформленным как смокинг, от дизайнера Кристиана Сириано.
Наряд исполнителя многим показался эпатажным, ниспровергающим основы и даже политически и социально тенденциозным. Мол, продвигается тренд гендерной нейтральности, размывание различия полов и тому подобное вольномыслие.
Однако в конце июня стилист Портера Сэм Ратель заявил в интервью GQ, что в этом нет никакой провокации, ведь в платье ходил сам Иисус Христос. «Лента.ру» проверила высказывание Рателя на правдивость, разобралась в вопросе и выяснила, что мужчины носили похожую на платья и юбки одежду еще тысячелетия назад без ущерба для своей мужественности — скорее наоборот.
От Египта до Рима
Если посмотреть на археологические реконструкции одежды первых представителей homo sapiens, то становится ясно, что даже овладев умением сшивать шкуры животных, наши предки далеко не сразу пришли к идее современных штанов. Долго одежда мужчин, как и одежда женщин, представляла собой нечто вроде юбкообразной драпировки на поясе и накидки из шкур на плечах. В жарких странах вместо шкур в ходу были юбки из травы или листьев — собственно, нечто подобное можно увидеть и в наши дни у традиционных племен Африки или Океании.
Позже, научившись выделывать сначала грубые, а затем и тонкие ткани, земледельцы — начиная с древних египтян, что легко можно определить по фрескам в гробницах — носили те же самые «юбки»-драпировки. Едва ли не единственным отличием женских одеяний от мужских была их длина. Мужчинам приходилось много физически работать, а также сражаться, поэтому их одежда была закономерно короче женской. При этом никакого морального и тем более нормативного запрета на обнажение мужских ног (в отличие от женских) не существовало.
Можно сказать, что штаны появились как своеобразный ответ на различия в образе жизни между оседлыми земледельцами и кочевниками-скотоводами. Скотоводам приходилось много времени проводить в седле, а это гораздо удобнее делать в штанах. Это подтвердит любой, кто пробовал ездить верхом (а особенно — в примитивном седле или вовсе без такового) в короткой юбке на голое тело. Тем, кто не пробовал, лучше и не пробовать: кожа с внутренней стороны бедер, колен и голеней будет заведомо сильно травмирована.
Короткие перехваченные поясом туники носили и воины Древней Греции. Вообще говоря, именно в античном мире произошел раздел между носителями штанов и условных «юбок» не только по фактору сельскохозяйственной практики, но и по региону проживания и соответственно климату. «Северные варвары» — жители Западной, Центральной и Восточной Европы — были по большей части землепашцами, но сильный холод и глубокий снег зимой в какой-то момент заставил их надеть штаны, которые изрядно смешили просвещенных южан. Один из древнеримских историков примерил варварские штаны и был вынужден признать, что «для всадника такая одежда хоть и смешна, зато удобна».
Но благословенный климат Средиземноморья благоприятствовал юбкам и их подобию. В Древнем Риме воины носили короткие туники, поверх которых надевалась еще одна «юбка» из полос кожи с нашитыми на них металлическими пластинами, защищавшими от ударов мечом. Официальное одеяние правящего римского слоя, патрициев и сенаторов, — тога — напоминала скорее не юбку, а длинное платье в пол из дорогой ткани с символической красной каймой. Она отчасти напоминала индийское женское одеяние сари: в обоих случаях длинный свободный конец драпировки закидывался на плечо.
Горцы в юбках
Таким же принципом драпировки пользовались для своего одеяния — килта — вполне мужественные шотландские горцы. Не исключено, что они переняли эту манеру у римлян, пытавшихся завоевать их край. С другой стороны, нельзя исключать, что банально сработало прагматическое правило удобства. Лингвисты выводят слово «килт» из древнеисландского kjilt («складчатый») — вот и третья версия происхождения «шотландской юбки». Дополнительным доводом в пользу мужественности «килтоносителей» служит тот факт, что килт носили с гетрами, за которые закладывали нож, как закладывали его в сапог те, кто носил сапоги. Именно так нож носили, когда приходили с миром: оружие было на виду, что исключало вероломные намерения.
Каким был килт в седой древности, со всей достоверностью сказать нельзя, но основная его идея, вероятно, была близка к нынешней: это длинный кусок шерстяной (в старину домотканой) ткани из разноцветных заранее окрашенных нитей — тартана, который оборачивали вокруг талии. Так называемый «Большой килт» (на местном наречии Breacan Feile) был длиной несколько метров: полотнища хватало чтобы замотать талию и накрыть плечи. «Малый килт», собственно «юбка», был уже короче. Закреплялось все это ремешками, пряжками, а спереди вешалась поясная сумка-спорран из кожи с металлическим декором.
В XVII столетии англичанин описывал шотландский килт как вполне себе мужскую одежду: «Он не стесняет движений и позволяет привычному к нему человеку с легкостью преодолевать тяготы похода: долгие и быстрые переходы, суровую погоду, переправы через быстрые реки. В килте удобно как в лесу, так и дома. Он подойдет там, где обычная одежда не подходит». Существуют исторические легенды, что в особо жарких (во всех смыслах) битвах шотландские горцы скидывали килты и сражались в одних рубахах. Такую историю, в частности, рассказывают о битве при Килсите в августе 1645 года, когда шотландцы и ирландцы маркиза Монтрозы вышли против вдвое превосходящего их британского войска Уильяма Бейли, скинули килты и победили в рукопашном бою.
Греки, арабы и бирманцы
Арабы и другие жители Малой Азии мужского пола тоже ходили и ходят до сих пор в длиннополых рубахах — джеллабах (халатах с капюшонами), камизах (верхних сорочках), а также драпированных одеяниях из белой ткани — ихрамах (их надевают только во время хаджа — паломничества в Мекку). Подобные одеяния, правда, в сочетании со штанами, были приняты и в Османской империи: достаточно вспомнить традиционную пляску «танцующих дервишей» в белых одеяниях.
Подобные «юбки» носят сейчас и представители народа, столетиями подчинявшегося туркам, — новогреки. Эта одежда называется «фустанелла» и была принята не только у греков, но и у других балканских народов, однако сейчас известна именно потому, что после освобождения Греции стала частью церемониальной формы гвардейцев-эвзонов. Пышная юбка имеет символическое значение: белый цвет знаменует чистоту намерений воина, застроченные 400 складок — число лет османского владычества, в итоге свергнутого. На юбку уходит отрез ткани длиной около 30 метров.
Юбки носят и в Юго-Восточной Азии. Там это одеяние, как правило, шьется из легкого набивного хлопка, который хорошо пропускает воздух, что очень важно в жару. У бирманцев, населения нынешней Мьянмы, мужчины и женщины носят сходные юбки, называемые пасоу (или пасхоу). Женская запахивается на боку, как саронг, мужская стягивается узлом на талии спереди. Бирманцы при необходимости перехватывают подол пасоу между ногами и закрепляют на поясе, превращая юбку в импровизированные штаны.
Местные обычаи использовали в своих целях христианские миссионеры. Во время колонизации Фиджи прибывшие с островов архипелага Тонга священники предписали своей новообращенной пастве ношение приличия ради особых юбок, названных сулу. Сулу изначально носили христиане, сейчас это часть школьной, военной и чиновничьей формы. Длина варьируется — от середины голени до щиколоток.
Жара и мода
При этом в традиционном христианском мире от раннего Средневековья и на протяжении почти всего прошлого тысячелетия — переодевание в несвойственную полу одежду в целом не приветствовалось. Для женщин оно временами считалось грехом, караемым смертью, а временами — просто грехом, требующим строгого покаяния. Скажем, именно переодевание в мужские штаны и латы было в числе обвинений Жанны д'Арк на процессе, завершившемся ее казнью. Травести-игры допускались только на святочных карнавалах, корни которого восходят к язычеству. Что характерно, христианские священники (как католические, так и православные) при этом носят рясы, напоминающие платья. Католики стягивают их поясом, иногда так делают и православные. От этого традиционное облачение, своей формой восходящее к одеждам, которые носили в новозаветные времена в Палестине, еще больше напоминает платье.
Тем не менее намеренное переодевание мужчин женщинами (за вычетом случаев спасения жизни или шпионской службы), как и переодевание женщин мужчинами, считалось грешным и неправильным. Как правило, одевались в женское платье с комической целью актеры, комедианты и скоморохи, которых долго даже не хоронили в церковной ограде, как заядлых грешников.
Позже нравы смягчились и применительно к актерам в том числе. И в XIX, и тем более в XX столетии было много травести-комедий — как театральных постановок, так и фильмов вроде «Некоторые любят погорячее» (в нашем прокате — «В джазе только девушки»). Но в целом среди европейцев и североамериканцев ношение платья или юбки было не принято — за исключением разве что уже упомянутого килта, который в особых случаях надевает даже наследник британского престола принц Чарльз и его сыновья, принцы Уильям и Генри.
Можно сказать, что в относительно повседневный обиход в Европе и Америке юбку вернули тренд к метросексуальности и мужская самоирония. Например, в 2013 году шведские машинисты, спасаясь от необычайной для их страны летней жары, обратились к руководству с просьбой разрешить носить на службу шорты. Дирекция отказала, сославшись на нормативные правила работы, где был прописан запрет на ношение шорт. Остроумные и находчивые шведы явились на работу в юбках: юбку правила не могли запретить, чтобы не ущемлять права женщин. Аналогично поступали и служащие других европейских компаний — так, недавно это сделал голландец Пим Стинберген. Как правило, их поступки действовали на руководство просветляюще: оно сразу смягчало правила. И действительно, к чему в демократической стране правила дресс-кода, дискриминирующие в ту или иную сторону по признаку гендера? Женщинам разрешили брюки, так к чему мужчинам запрещать юбки?
В современном мире гомофобия, с которой обычно связано презрение европейских мужчин к женской одежде на представителях сильного пола, считается дурным тоном, и надеть юбку можно, например, в шутку или желая привлечь внимание стрит-фотографов. Метросексуал отнюдь не обязательно гомосексуал, а почему бы не продемонстрировать публике красивые мужские ноги в жаркий день? Такой возможностью пользуются модники, позирующие стрит-фотографам на неделях моды или на fashion-выставках вроде Pitti Uomo во Флоренции.
Предтечей «юбочного» течения в мужской моде был в конце 1970-х стилист Рей Петри. Следом за ним юбки появились на подиумах показов мужских коллекций британской бунтарки Вивьен Вествуд (она кстати любит тартан и в женских коллекциях), японских деконструктивистов Йоджи Ямамото и Реи Кавакубо, у экстравагантных Жана-Поля Готье и Джона Гальяно. Американский модельер Марк Джейкобс часто ходил и ходит в юбках разного фасона (к слову, он открытый гей, но дело совсем не в этом: ему просто нравятся юбки). Знаменитый британец Александр Маккуин пришел в килте на бал Института костюма музея Метрополитан MET Gala.
Появляется мужская юбка и на сцене: брутальный рэпер Канье Уэст предпочел как-то кожаную модель, Джаред Лето — почти классическую версию в сочетании с брюками. Но круче, чем пышное платье Билли Портера, мужчины платьев еще не заказывали. Впрочем, в нашем мультигендерном мире все еще впереди.
Автор: Lenta.ru
Фото: Lenta.ru
Добавить комментарий